«Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
- Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования; (презентация)
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды. ( Паспорт доступной среды )
- создание адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР) и речевыми нарушениями (Программа )
Инклюзивное образование сегодня .
В 2015 году в целях формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышения доступности и качества государственных услуг в области реабилитации инвалидов и их интеграции в полноценные общественные отношения в школе созданы условия:
— демонтаж запасного выхода I этажа (косметический ремонт, замена дверей, выравнивание полового покрытия)
— ремонт комнаты психологической разгрузки I этажа (выравнивание пола, штукатурка стен, приобретение сенсорного оборудования)
— выполнение работ на улице (установка кнопки вызова для инвалидов)
— замена дверных блоков в туалете
— частичная замена полового покрытия рекреации III этажа ( укладка линолеума)
— замена оконных блоков в кабинете психологической разгрузки
Цель: cформировать эффективную систему интегративного включения детей-инвалидов в образовательную среду и социум с обеспечением успешной психологической адаптации и социализации.
Задачи:
- создать условия (кадровые, материально-технические, организационные) для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и социализации детей-инвалидов и их родителей в образовательном пространстве МБОУ Бурмакинской СОШ № 1
- обеспечить детей-инвалидов необходимым комплексом мероприятий для получения ими индивидуального уровня образования, соответствующего психофизиологическим особенностям обучающихся
- регулировать взаимоотношения родителей, детей и педагогов, способствуя формированию толерантности у всех взаимодействующих сторон образовательного процесса
- оказать помощь детям-инвалидам в социальной адаптации, самоопределении и самореализации
Кадровые ресурсы:
-
3 педагога школы прошли специальную курсовую подготовку в объеме 72 ч. по теме «Механизм реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях»;
-
1 педагогический работник прошел специальную курсовую подготовку по теме « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (в том числе детей-инвалидов) в условиях общеобразовательной школы»;
-
1 заместитель директора прошла обучение по программе «Организация доступной среды для детей с ОВЗ»
-
20% педагогов школы прошли обучение по организации работы в классах для детей с ОВЗ
-
часть педагогов представили свой опыт работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми – инвалидами, на семинарах и мастер-классах различного уровня.
В школе эффективно действует система вспомогательных служб: учитель-логопед, педагог-психолог. Педагог-психолог осуществляет постоянное динамическое наблюдение за обучающимися школы, детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Учитель – логопед проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекции речевых нарушений. Оба специалиста оказывают консультативную помощь родителям обучающихся с особыми образовательными потребностями. Медицинские работники осуществляют анализ здоровья детей и проводят профилактическую работу с родителями.
Организационные ресурсы:
В 2012 году в школе создана и продуктивно существует Комиссия по инклюзивному образованию, в состав которой входят представители администрации, педагогические работники, медицинские работники.
Цель создания Комиссии — обеспечение качественного введения инклюзивного обучения детей-инвалидов, координация деятельности участников образовательного процесса в МБОУ Бурмакинской СОШ №1
Основные полномочия Комиссии:
-
нормативно-правовое, материально-техническое и организационно-методическое обеспечение функционирования инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
-
подготовка предложений и выработка рекомендаций по формированию системы инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
Комиссией составлен план работы, который успешно реализуется. В школе плодотворно действует психолого-медико-педагогический консилиум, одной из функций которого является разработка индивидуальных образовательных программ (траекторий) для детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.
Формы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
-
Индивидуальное обучение на дому детей с ОВЗ
-
Обучение детей с ОВЗ по индивидуальной образовательной программе в общеобразовательном классе.
-
Обучение по адаптированным программам для детей с ОВЗ в специальных классах
Инструкция для руководителя образовательного учреждения, реализующего программу «Доступная среда».
Памятка руководителю школы, внедряющему инклюзивное обучение
Контактные телефоны по вопросам организации обучения детей:
Садкова Татьяна Владимировна — тел. 8(48531) 54-2-96
Павлюченкова Виктория Валентиновна — тел. 8(48531) 54-2-96